Карта сайта Обратная связь

Новости

11.08.2014

Руководство Красноярского края уделяет большое внимание состоянию транспортной инфраструктуры региона и значимых городов края. Так, 8 августа в Канске врио главы региона Виктор Толоконский провёл совещание, на котором придал особое внимание ситуации по сохранности дорог города.

08.08.2014

При подготовке к матчам Чемпионата мира по футболу-2018 в Екатеринбурге при строительстве дорожных развязок, а также ремонте улиц города планируется потратить около 8 млрд рублей.

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

Все новости

Роман Старовойт: «Доверие бизнеса к дорожным проектам возвращается»

Главная / Госполитика. Законодательство / Госполитика / Доверие бизнеса к дорожным проектам возвращается

Прошлый год стал для Федерального дорожного агентства непростым. Необходимо было держать руку на пульсе готовности десяти ключевых олимпийских объектов, заниматься развитием Московского транспортного узла, искать инвесторов для строительства моста через Лену в районе Якутска и создавать систему взимания платы с владельцев большегрузного транспорта. Наводнение на Дальнем Востоке стало ещё одним Рубиконом Росавтодора. О том, как удалось со всеми этими задачами справиться, а также о том, как повышается качество и протяжённость трасс в условиях недофинансирования дорожной отрасли, мы поговорили с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Владимировичем Старовойтом.

— Роман Владимирович, расскажите, как реализуется Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы». Какие показатели были достигнуты и что предстоит сделать?

— Сегодня главные направления деятельности Росавтодора — строительство, реконструкция, текущий и капитальный ремонт федеральных трасс. В этих сферах выполнение показателей Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы», а их у Росавтодора 9, продвигается ударными темпами. В подтверждение своих слов приведу статистические данные.

В прошлом году мы смогли перевыполнить показатели целевой программы по строительству и реконструкции автомобильных дорог: ввели в эксплуатацию 479 км федеральных трасс вместо намеченных 334 км. Такая же тенденция сохранится и в этом году: вместо запланированных чуть более 400 км новых магистралей мы предполагаем построить около 520 км. С учётом удвоения темпов дорожного строительства до 2020, будет построено 13 тыс. км автодорог, в том числе на Дальнем Востоке, в Сибири, Калининградской области, Москве и субъектах Северного Кавказа.

Мы также преуспели в части увеличения доли дорог, соответствующих нормативному транспортно-эксплуатационному состоянию. В 2013 году она составила около 46%. К концу 2014 года дорожникам предстоит привести в нормативное состояние 53% федеральных трасс, к 2016 году — уже 63%.

По предварительным данным за прошлый год отремонтированы, в том числе капитально, 8923 км, что на 37% больше показателя 2012 года, а также 30 982 пог. м искусственных сооружений, что на 70,5% выше показателей 2012 года. Теперь протяжённость магистралей, соответствующих эксплуатационным требованиям, увеличилась до 22 091 км, а длина трасс, обслуживающих движение в режиме перегрузки, снизилась до 12 706 км. Продолжается тенденция прироста протяжённости реконструируемых и усиливаемых под современные нагрузки автодорог. В 2013 году длина трасс, обеспечивающих пропуск автотранспорта с нагрузкой 11,5 т на ось, превысила 900 км.

Не будем забывать и о приоритете обеспечения подъездов и круглогодичного проезда к более чем 2 тысячам населённых пунктов, число которых с каждым годом увеличивается.

Несмотря на все наши успехи, острая проблема недофинансирования может повлиять на выполнение ряда показателей ФЦП, причём не в лучшую сторону. Чтобы этого не случилось, Росавтодор разрабатывает программы государственно-частного партнёрства, тем самым привлекая дополнительные источники дохода. Это такие проекты, как введение системы взимания платы с грузовиков массой более 12 т, строительство мостового перехода через реку Лену в районе Якутска и развитие объектов дорожного сервиса вдоль федеральных трасс.

— Поговорим о наиболее значимых инфраструктурных объектах дорожной отрасли.

— Хочу обратить внимание читателей на два крупных инфраструктурных проекта дорожного хозяйства — развитие Московского транспортного узла и Олимпийская стройка.

Московский транспортный узел, — можно сказать, самая загруженная дорожная сеть нашей страны. Через транспортные коридоры МТУ, которые здесь пересекаются, проходит свыше 70% всех грузоперевозок страны. А интенсивность движения на некоторых участках трасс может достигать от 80 тыс. до 120 тыс. автомобилей в сутки, учитывая, что средняя пропускная способность трассы в МТУ — это 25 тыс. автомобилей. Все дороги ведут в «третий Рим».

Для разгрузки магистралей Московского региона Росавтодор занимается реконструкцией участков федеральных трасс М-5 «Урал», М-8 «Холмогоры», М-7 «Волга» и М-9 «Балтия». Для повышения безопасности передвижения на Малом и Большом московских кольцевых дорогах подведомственное учреждение ведомства ФКУ «Центравтомагистраль» совместно с Правительством Московской области и ОАО «РЖД» строит путепроводы в местах пересечения железнодорожных и автомобильных магистралей. В рамках тройственного соглашения предусмотрено строительство Росавтодором 9 таких объектов, 5 из которых введут в эксплуатацию уже в 2014-2015 годах.

Долгое время Росавтодор занимался модернизацией дорожно-транспортной инфраструктуры города-курорта Сочи. Считаю это одним из самых больших достижений дорожной отрасли. Построены транспортные развязки «Виноградная — Донская», «Стадион», «Голубые Дали», «Адлерское кольцо», участки автодороги А-147 «Джубга — Сочи» до границы с Абхазией. Среди объектов также четырёхполосный мостовой переход через реку Сочи и автомобильная дорога «Обход города Сочи».

В преддверии открытия XXII Зимних Олимпийских игр Росавтодром была введена в эксплуатацию последняя очередь федеральной трассы А-148 «Дублёр Курортного проспекта», важнейшей транспортной артерии города-курорта. Новая магистраль радикально решила проблему возникновения заторов на дорогах Олимпийской столицы. Четырёхполосная федеральная трасса включает 20 мостов и эстакад, 7 транспортных развязок и 15 тоннелей, чья общая площадь покрытия приближается к 135 тыс. кв. м. Не обошлось здесь и без мировых рекордов. На проходке одного из тоннелей пришлось сделать самое большое сечение в мире — 20 метров. Это примерно в два раза больше, чем в железнодорожных коридорах. Благодаря нововведению возможно двухполосное движение, а пройти через каменный створ сможет любая, даже самая высокая фура.

Для обеспечения безопасности и оперативного информирования автомобилистов о состоянии трасс мы использовали автоматизированные системы управления дорожным движением и видеонаблюдения, автоматические дорожные метеостанции и приборы скоростного контроля.

Особую гордость дорожников вызывает тот факт, что при строительстве Дублёра Курортного проспекта удалось на практике применить большое количество передовых дорожно-строительных технологий. Например, тоннели в слабых грунтах были пройдены с применением новейшего итальянского метода ADECO — эта технология позволяет вести проходку тоннеля в полное сечение. Сами материалы и компоненты, применённые для строительства главной транспортной артерии, являются последними разработками в соответствующих областях, касается ли это асфальтобетона, гидроизоляционных материалов или речь идёт об устройстве металлоконструкций, эстакадных опор, деформационных швов, демпфирующих устройств и информационных систем.

— Раз уж мы заговорили об инновациях, какие современные технологии и материалы сегодня внедряются в дорожном строительстве?

— Инновации необходимы в любой сфере деятельности, что касается дорожной отрасли, то без исследований невозможно выйти на новый уровень строительства автомобильных дорог. Хорошая дорога — это, прежде всего, качественное асфальтобетонное покрытие, поэтому совершенствовать его состав — необходимая задача. Мы начали с битума. И сегодня активно стимулируем производителей модернизировать его производство, отмечая повышенный спрос на этот продукт. Уже производится асфальтобетон по методам «Superpave» — он укладывается на трассе «Скандинавия». Этот метод предусматривает подбор смеси и битумного вяжущего, щебня и других инертных материалов, которые входят в асфальтобетон, исходя из климатических условий регионов и фактических нагрузок от транспорта.

Кроме того, активно развиваются новые технологии ремонта и содержания покрытий, которые позволяют повысить качество дорожных работ и увеличить межремонтные сроки, — это в том числе технология тонких слоёв износа — «НОВАЧИП», технологии поверхностных обработок и литых эмульсионно-минеральных смесей. Активно планируется внедрять такие методы ямочного ремонта, как струйно-инъекционный метод. Будут использоваться холодные асфальтобетонные смеси для проведения аварийного ремонта.

Особое внимание уделяется повышению долговечности искусственных сооружений, пешеходных и автомобильных мостов, а также их отдельных элементов. При их строительстве применяются полимерные композиционные материалы, которые обладают высокой прочностью, малым весом и большой стойкостью к агрессивным средам.

Специалисты Росавтодора проводят постоянную работу по поиску новых и более эффективных технических решений. С этой целью предусмотрено создание трёх испытательных полигонов в различных климатических и грунтово-гидрологических условиях (Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), горные районы Краснодарского края). На этих полигонах будут проводиться испытания конструкций мостов, новых типов балок, новые виды покрытий автомобильных дорог и многое другое. Предусмотрены испытания и исследования, связанные со строительством автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты, на которую приходится более 60% территории Российской Федерации.

— Наводнение на Дальнем Востоке, наверное, заставило скорректировать планы 2013-2014 годов?

— Случившийся природный катаклизм на Дальнем Востоке стал потрясением для всей нашей страны: в некоторых субъектах было парализовано движение транспорта, а многие люди в прямом смысле слова жили в своих автомобилях. В таких условиях нашей первоочередной задачей было ликвидировать ЧС и восстановить регулярное движение по всем федеральным, региональным и местным дорогам. Работы по восстановлению автомобильных дорог региона были разделены на три этапа. Первый этап нами уже выполнен: Росавтодору удалось обеспечить движение транспорта по федеральным трассам без ограничений. На втором этапе дорожники выполнят необходимые работы по восстановлению автомобильных дорог до первоначального состояния. А в ходе третьего будет произведён капитальный ремонт и реконструкция автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения.

По данным оперативных групп Росавтодора, которые выполняли работы по оценке ущерба, нанесённого продолжительными ливневыми дождями всем автомобильным дорогам субъектов ДФО, подтоплению подверглось более 3000 км дорог федерального, регионального и муниципального значения, из них разрушены — более 1500 км.

Предстоит ещё выполнить большой объём работы в части приведения пострадавших автодорог в нормативное состояние. В результате паводка на некоторых участках трасс произошло переувлажнение всех слоёв дорожных конструкций, что снизило их несущую способность и привело к деформации. Уже сейчас можно сказать, что с наступление весеннее-летнего периода на дорожном покрытии возможно появление трещин, просадок, выбоин и колейности. При этом ситуацию может усугубить морозное пучение, связанное с замерзанием воды в переувлажнённых слоях дорожных конструкций.

Для минимизации последствий Федеральное дорожное агентство рекомендует администрациям субъектов Российской Федерации на участках, подвергшихся подтоплению, выполнить в весенне-летний период 2014 года обследование и диагностику автодорог и искусственных сооружений. Таким образом, удастся оценить объём повреждений из-за переувлажнения и замерзания земполотна.

В части оказания финансовой поддержки из федерального бюджета регионам ДФО, пострадавшим от наводнения, на строительство и реконструкцию региональных автомобильных дорог передано 3 млрд рублей. Для этого агентством были внесены изменения в программы предоставления субсидий субъектам РФ в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

В этом году, как и в прошлом, для нас остаётся приоритетным капитальный ремонт и реконструкции федеральных трасс «Амур» в Амурской области, «Колыма» в Республике Саха (Якутия).

Из средств, предусмотренных на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения в 2013 году, выделено 150 млн рублей на проведение первоочередных аварийно-восстановительных работ на автомобильных дорогах федерального значения «Колыма» (на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, «Уссури» и «Восток» (на территории Хабаровского и Приморского краёв).

Основные расходы и коррективы в планы работ будут уточнены весной 2014 года после выхода из зимы федеральных автомобильных дорог, попавших в зону затопления.

— В начале нашего разговора мы затронули вопрос о недофинансировании дорожной отрасли. Какие меры предпринимаются на федеральном уровне для решения этой проблемы? И как быть с региональными и местными дорогами?

— В этому году мы планируем выйти на 100% финансирование капремонта, ремонта и содержания федеральных трасс. Для этого в 2013 году нами были подготовлены и представлены предложения для включения в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» по объёмам финансирования дорожно-эксплуатационных работ на период 2014-2016 годов. Помимо этого за счёт средств Федерального дорожного фонда в рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» предусмотрено к 2019 году привести в соответствие нормативным требованиям федеральные дороги на всём протяжении без учёта участков дорог, запланированных к ремонту и реконструкции. Вместе с тем этих средств недостаточно для снятия перегрузки на федеральных трассах.

Тем не менее, задача повышения качества дорожных работ и эффективности расходования средств является приоритетной для Федерального дорожного агентства.

Меры по повышению эффективности бюджетных расходов в значительной степени связаны с применением предусмотренных законодательством конкурентных форм закупок для государственных нужд. Закупки в сфере ведения Росавтодора осуществляются в соответствии с планами-графиками размещения госзаказа. Они публикуются в сети Интернет в установленном порядке. Общая экономия по результатам размещения государственного заказа в 2012 году составила 4,1%.

Кроме того, Росавтодором утверждён план первоочередных мероприятий по обеспечению качества и модернизации дорожного  хозяйства. В рамках плана совершенствуются процессы технического регулирования и проектирования дорог, создаётся новая система оценки состояния автомобильных дорог и повышения безопасности движения, формируется система непрерывного профессионального образования работников дорожного хозяйства. Предусмотрены также мероприятия по улучшению планирования деятельности посредством синхронизации федеральных и региональных программ дорожного строительства и ремонта.

В соответствии с поручением президента разработан и реализуется комплекс мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтных сроков эксплуатации автомобильных дорог с новым типом покрытия. Речь идёт о совершенствовании нормативных актов, актуализации нормативно-технической базы и стимулировании применения современных материалов, конструкций и технологий в сфере дорожного хозяйства.

Что касается региональных и местных дорог, то здесь всё сложнее. В дорожных фондах субъектов РФ недостаточно средств для исполнения в полном объёме задачи по увеличению в период 2013-2022 годов строительства и реконструкции автомобильных дорог в два раза по сравнению с предшествующим десятилетием.

Доля расходов на ремонт и содержание региональных дорог составляет в среднем почти половину всего объёма дорожных фондов (42%). Вместе с тем этот объём финансирования покрывает менее 20% потребности в финансировании эксплуатационных работ, утверждённой нормативными актами субъектов РФ. Здесь одними субсидиями не обойтись. Регионам необходимо привлекать дополнительные источники дохода и создавать программы для реализации дорожных проектов с участием бизнеса. На данный момент — это единственный выход.

С 1 января 2014 года вступили в силу новые поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие создание муниципальных дорожных фондов. Для наполнения этих фондов предусмотрено обязательное отчисление из бюджетов субъектов Российской Федерации 10% доходов от акцизов на автомобильное топливо, подлежащих по Бюджетному кодексу зачислению в региональные бюджеты.

Представляется, что финансирование местных дорог через муниципальные дорожные фонды позволит эффективно и прозрачно расходовать средства, выделяемые на местные дороги, обеспечит контроль за целевым расходованием средств со стороны жителей муниципальных образований и пользователей дорог. При этом будет обеспечено справедливое распределение денежных ресурсов между всеми муниципальными образованиями в интересах улучшения состояния и развития всех местных автомобильных дорог.

— Несмотря на существующие финансовые проблемы, их решение можно найти за счёт привлечения частных инвестиций. Какие проекты реализует Росавтодор в этом направлении?

— В 2013 году Росавтодор вплотную занялся вопросами улучшения инвестиционного климата отрасли, в частности, укреплением сотрудничества с частным бизнесом. Нашими специалистами был разработан ряд проектов, основанных на развитии государственно-частного партнёрства. Чаще всего их называют ГЧП-проектами.

В ноябре этого года планируется ввести систему взимания платы с владельцев транспортных средств массой более 12 т. Согласно исследованию, 56% от общего размера вреда, причиняемого федеральным дорогам, наносят именно эти транспортные средства. При этом ущерб от одной такой фуры равен ущербу от проезда по дороге 50 тыс. легковых автомобилей.

Для решения существующей проблемы мы отошли от таких социально несправедливых схем, как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. Решили присмотреться к зарубежному опыту, где за ремонт и содержание дорожной сети платит пользователь. Во многих развитых странах давно перешли к системе взимания платы с владельцев большегрузных машин. Российские специалисты тоже решили пойти по такому пути, предложив наиболее оптимальные способы взимания платы на основе спутниковых навигационных систем и методов контроля с применением современных электронных технологий, таких как ГЛОНАСС/GPS.

Владельцы автомобилей, чья масса превышает 12 т, будут платить 3,5 рубля за каждый километр пройденного пути. Размер платы, а также порядок её взимания установлены Правительством РФ. Полученные доходы федерального бюджета будут являться одним из источников пополнения Федерального дорожного фонда. Так, в 2015 году государство рассчитывает за счёт этой платы пополнить Федеральный дорожный фонд на 43,8 млрд рублей. А всего, по предварительным расчётам, введение системы взимания платы с 12-тонников позволит за весь период реализации проекта (13 лет) привлечь в федеральный бюджет около 1 триллиона рублей.

Полученные средства целевым образом будут направлены на развитие федеральной автодорожной сети, что позволит осуществлять не только её нормативное содержание, своевременный и качественный ремонт, но и реконструкцию, а также строительство новых дорог.

Второй проект — это строительство мостового перехода через реку Лену близ Якутска. С учётом предложений агентства Правительство РФ в апреле 2013 года приняло решение о заключении концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию этого сооружения. Реализация проекта позволит решить вопросы стратегической важности: интеграция и повышение управляемости удалённых территорий, выравнивание социально-экономического развития отдельных районов Сибири и Дальнего Востока, включение Республики Саха (Якутии) и России в целом в состав транснациональных транспортных коридоров, решение вопросов территориальной безопасности.

Уникальный мост соединит воедино дорожную сеть западной Якутии и восточную часть Дальневосточного региона, состыкует федеральные дороги «Лена», «Колыма», и «Вилюй». Что приведёт к активизации трафика гражданских и коммерческих перевозок, инициирует переход на круглогодичную систему завоза товаров и сырья для удалённых территорий.

Помимо этого Росавтодор развивает тему сотрудничества бизнеса и государства с целью решения вопроса обеспечения комфортных условий передвижения по федеральным трассам. В 2013 году рабочей группой Росавтодора, в состав которой вошли как наши специалисты, так и представители профессиональных, общественных объединений и бизнес-структур, разработана Концепция развития объектов дорожного сервиса вдоль федеральных автомобильных дорог.

Пользователь дороги должен иметь доступ ко всем необходимым услугам независимо от того, по какому региону он едет. В рамках Концепции с 2014 года начнётся работа по созданию многофункциональных сервисных зон на всех федеральных трассах. Уже определены территории для реализации «пилотных проектов». В их число вошли Московская и Ленинградская области, Дальний Восток, а также стремительно развивающийся Краснодарский край. Рассматривается возможность реализации проекта строительства многофункционального комплекса на одном из участков петербургской кольцевой дороги (КАД) с использованием существующей площадки для отдыха водителей. Он будет включать в себя заправочную станцию, ресторан быстрого питания, небольшой торговый комплекс и другие объекты, в том числе парковки для легкового, грузового транспорта, а также туристических автобусов.

Сейчас в Росавтодоре активно работают над созданием единых стандартов размещения объектов придорожного сервиса. Специалисты рабочей группы разрабатывают Генеральную схему точечного развития многофункциональных зон для обслуживания водителей и их пассажиров, так называемую «Дорожную карту». В неё войдут все федеральные трассы — от Калининграда до Владивостока.

— Роман Владимирович, спасибо за подробный рассказ о состоянии дорожной отрасли нашей страны и о её перспективах. Хотим пожелать Вам дальнейших успехов в новом году и успешной реализации всех поставленных задач и проектов.

Елена Моторина