Карта сайта Обратная связь

Новости

11.08.2014

Руководство Красноярского края уделяет большое внимание состоянию транспортной инфраструктуры региона и значимых городов края. Так, 8 августа в Канске врио главы региона Виктор Толоконский провёл совещание, на котором придал особое внимание ситуации по сохранности дорог города.

08.08.2014

При подготовке к матчам Чемпионата мира по футболу-2018 в Екатеринбурге при строительстве дорожных развязок, а также ремонте улиц города планируется потратить около 8 млрд рублей.

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

Все новости

Мы обязаны формулировать достижимую цель, а не ожидаемую

Главная / Госполитика. Законодательство / Официально / Мы обязаны формулировать достижимую цель

Интервью с руководителем Дирекции ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» Андреем Николаевичем Погребняком опубликовано в журнале «Дороги и люди» (№5 (58) май 2014 г.). Здесь мы размещаем полный текст интервью.

На сайте Госавтоинспекции МВД России ведётся онлайн-статистика: количество ДТП, число погибших и раненых. Наблюдать за цифрами, регулярно меняющимися на табло — жутковато. У нас в стране в настоящее время реализуется вторая по счёту федеральная целевая программа, направленная на повышение безопасности дорожного движения. Первая, по данным ГИББД, принесла хорошие плоды — число погибших в ДТП сократилось на 23%. Каких результатов можно ждать от ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», а также о том, под влиянием каких факторов они могут измениться, нашему журналу рассказал руководитель Дирекции программы Андрей Николаевич Погребняк.

— Оцените ситуацию по безопасности дорожного движения в субъектах Российской Федерации: в каких регионах положение дел лучше, в каких — хуже? Насколько успешно решается вопрос финансирования региональных программ?

— Когда мы говорим о дорожной ситуации в субъектах Российской Федерации, то нужно учитывать следующее. Новая федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864, опирается на результаты, достигнутые в ходе реализации первой российской ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». Несмотря на отсутствие опыта решения подобных задач и применения программно-целевых методов, эта программа позволила значительно улучшить положение с дорожно-транспортной аварийностью в Российской Федерации.

При этом нужно учитывать, что по сравнению с базисным 2004 годом количество автомобилей на дорогах страны увеличилось с 33 до 45 млн единиц — более чем на 36%.

Тем не менее, в результате выполнения первой программы по повышению безопасности дорожного движения: число погибших в ДТП сократилось на 23%; число погибших детей уменьшилось на 37,2%; транспортный риск (число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств) снизился на 44,8% (или до 5,8 погибших на 10 тыс. транспортных средств); социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения) снизился на 22,7% (или до 18,4 погибших на 100 тыс. населения).

Не менее значимым результатом этой программы стало формирование в рамках Российской Федерации системы программно-целевого подхода к решению проблем аварийности на дорогах, в частности:

— были сформированы единые подходы к установлению целей, задач, измеримых целевых индикаторов и показателей снижения числа лиц, ежегодно гибнущих в ДТП;

— во всех субъектах РФ и более чем в 1500 муниципальных образований были приняты программы по обеспечению безопасности дорожного движения.

В принятой ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» по состоянию на 1 мая 2014 года в 67 субъектах Российской Федерации действуют государственные программы (подпрограммы) повышения безопасности дорожного движения. В других субъектах продолжают действовать региональные целевые программы, а также ведётся активная разработка государственных программ (подпрограмм) по повышению безопасности дорожного движения.

В рамках реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» ФКУ «Дирекция Программы ПБДД» (далее — Дирекция) осуществляется мониторинг реализации региональных программ, принимаются меры к сбору и систематизации статистической и аналитической информации об их реализации.

При оценке роста и снижения тяжести ДТП в различных субъектах РФ необходимо понимать и принимать в расчёт многие социальные процессы. Чтобы давать им оценку, влиять на них, находить механизмы воздействия, использовать «болевые точки» изменения ситуаций, следует глубже их изучать и находить зависимость между состоянием аварийности на дорогах и принимаемыми мерами по предупреждению ДТП, агитационной и пропагандистской работой, подготовкой водителей, деятельностью ответственных органов государственной власти и местного самоуправления, культурой и отношением общества и множеством других факторов.

Такой подход как раз и закреплён в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Правительство России ставит задачи системной проработки механизмов вовлечения субъектов РФ и муниципальных образований в софинансирование и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, дальнейшей детальной проработке инструментов синхронизации системы программных мероприятий на федеральном, региональном и местном уровнях, развитию системы показателей и индикаторов деятельности по повышению безопасности дорожного движения для органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Нет простых ответов и рецептов и в вопросе оценки финансирования региональных программ по повышению безопасности дорожного движения. Пока разброс в уровнях финансирования, предусмотренных региональными программами, очень велик — от сотен тысяч рублей до сотен миллионов. Эти расхождения вызваны различиями в состоянии аварийности на дорогах субъектов Российской Федерации, разными представлениями о роли и значении принимаемых программ для повышения безопасности дорожного движения. Не последнюю роль играют и сами финансовые возможности регионов, их зависимость от трансфертов и финансирования со стороны федерального центра.

Первых результатов реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» пока нет. Чтобы вынести обоснованные суждения и сделать выводы о ходе работы по реализации всего комплекса государственных программ по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации, нужно выполнить все мероприятия, предусмотренные на 2014 год.

— Какие задачи стоят перед Дирекцией программы в этом году? Каков объём финансирования ФЦП на 2014 год?

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года №864 на Дирекцию возлагаются функции по текущему управлению реализацией программы.

В 2014 году основными задачами, поставленными перед Дирекцией, являются: осуществление координации и взаимодействия с государственными заказчиками программы, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями различной организационно-правовой формы по вопросам реализации программы; выполнение комплекса мероприятий, закреплённых за государственным заказчиком — координатором, в порядке, установленном законодательством РФ.

В 2014 году Программой запланирован комплекс мероприятий, направленных на развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, предусматривающий формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информирование о ситуациях, потенциально приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, повышение культуры на дорогах, создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге, совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований правил дорожного движения, в том числе с применением систем фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

В рамках мероприятий, направленных на обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении, планируется обучение детей и подростков правилам дорожного движения, формирование у них навыков безопасного поведения на дорогах, укрепление и контроль дисциплины их участия в дорожном движении и создание условий для безопасного участия детей в дорожном движении.

Комплексом мероприятий, направленным на развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий, предполагается закупка и установка на улично-дорожной сети городов и населённых пунктов пешеходных ограждений, обустройство нерегулируемых пешеходных переходов, модернизация светофорных объектов.

Кроме того, программой предусмотрен комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правового, организационного и методического сопровождения деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в рамках которого планируется выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

На 2014 год консолидированный объём финансирования мероприятий программы составляет порядка 3519,5 млн рублей, который сформирован за счёт средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.

Одновременно Дирекции предстоит огромный объём работы с субъектами РФ и муниципальными образованиями, который включает в себя проработку в установленном порядке вопроса о заключении соглашений о взаимодействии (сотрудничестве) по реализации программы на весь срок её реализации; получение от субъектов утверждённых госпрограмм и пакета документов для проведения их отбора в целях возможного софинансирования мероприятий программ из федерального бюджета и передача материалов на рассмотрение государственному заказчику — координатору программы.

Вопрос о привлечении софинансирования в рамках программы за счёт средств региональных и местных бюджетов, внебюджетных источников в настоящее время актуален. Проанализировав бюджетные заявки регионов на ассигнования из федерального бюджета, отчётность о ходе реализации региональных программ, чётко прослеживается тенденция и намерение субъектов РФ вкладывать средства региональных и местных бюджетов в программные мероприятия при условии реальной поддержки государства в виде софинансирования мероприятий за счёт средств федерального бюджета.

— Сколько субъектов Российской Федерации войдёт в этом году в программу? По какому принципу они выбирались? На реализацию каких мероприятий средства ФЦП будут направлены в первую очередь?

— В реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» в 2014 году изъявили желание принять участие практически все субъекты РФ. Хотя федеральная программа не предусматривает предоставления регионам денежных субсидий, выгодность участия в ней для них очевидна.

Регионы имеют возможность сократить затраты своих бюджетов на реализацию части мероприятий своих программ с помощью софинансирования из федерального бюджета. При этом софинансирование предполагается обеспечить на уровне 50%. Ставя своей целью модернизировать на территории региона 100 светофорных объектов, органы исполнительной власти могут заложить в свой бюджет финансирование 50 таких объектов и направить в федеральный центр бюджетную заявку на обеспечение модернизации ещё 50 светофорных объектов за счёт средств федеральной программы. В результате у субъектов РФ повышаются возможности в достижении заявленных целей в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

При рассмотрении бюджетных заявок регионов учитывалось состояние аварийности на дорогах субъектов, наличие действующих региональных государственных программ по повышению безопасности дорожного движения, соответствие предлагаемых к софинансированию мероприятий целям, задачам и направлениям федеральной программы, готовность субъектов РФ финансировать мероприятия за счёт средств региональных бюджетов.

В вопросе о софинансировании мероприятий региональных программ нельзя игнорировать ограниченность средств самой федеральной программы и невозможность удовлетворить бюджетные заявки регионов в полном объёме.

В результате в соответствии с адресными перечнями объектов на 2014 год, утверждёнными МВД России, в реализации федеральной программы примут участие 41 субъект Российской Федерации, и предполагается закупка и передача последним материально технических ресурсов:

— в рамках мероприятия «Оснащение системами автоматического контроля и выявления нарушений правил дорожного движения улично-дорожной сети городов и населённых пунктов, дорог регионального и муниципального значения» — 302 передвижных комплекса видеофиксации;

— в рамках мероприятия «Реконструкция, строительство на участках улично-дорожной сети городов и населённых пунктов пешеходных ограждений, в том числе в зоне пешеходных переходов» — 94 161 погонных метров пешеходных ограждений;

— в рамках мероприятия «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение нерегулируемых пешеходных переходов, в том числе непосредственно прилегающих к дошкольным образовательным учреждениям, общеобразовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, освещением, искусственными дорожными неровностями, светофорами Т.7, системами светового оповещения, дорожными знаками с внутренним освещением и светодиодной индикацией, Г-образными опорами, дорожной разметкой, в том числе с применением штучных форм и цветных дорожных покрытий, световозвращателями и индикаторами, а также устройствами дополнительного освещения и другими элементами повышения безопасности дорожного движения» — 361 пешеходный переход разных типов;

— в рамках мероприятия «Строительство, реконструкция и техническое перевооружение светофорных объектов» — 348 светофорных объектов;

— в рамках мероприятия «Приобретение для дошкольных образовательных учреждений оборудования, позволяющего в игровой форме формировать навыки безопасного поведения на улично-дорожной сети» — 351 комплект;

— в рамках мероприятия «Изготовление и распространение световозвращающих приспособлений в среде дошкольников и учащихся младших классов образовательных учреждений» — 1 237 118 предметов (подвесок, браслетов и жилетов).

Общий объём софинансирования мероприятий региональных программ со стороны федерального бюджета тем самым составит более 900 млн рублей.

Все эти мероприятия непосредственно влияют на состояние аварийности в регионах и направлены на снижение количества ДТП, имеют адресный характер и уменьшают опасность для водителей и пешеходов отдельных мест на дорогах.

— Представители Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве не раз высказывали мнение, что в ФЦП на 2013–2020 годы поставлена недостаточно высокая цель, что следует ориентироваться на западные показатели.

— Когда речь идёт о целевой программе, утверждённой Правительством России, мы обязаны формулировать достижимую цель, а не просто желаемую.

Поэтому реализация программы разбита на 2 этапа, на каждом из которых выделены приоритетные направления с учётом объёмов финансирования.

На первом этапе программы (2013–2015 годы) планируется реализация мероприятий, направленных на:

— сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

— совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дорожно-транспортной аварийности.

На втором этапе программы (2016–2020 годы) мероприятия будут преимущественно направлены на продолжение поступательного достижения целевого состояния аварийности на российских дорогах, преодоление дисбаланса в ситуации с аварийностью в регионах. Они будут основываться на дифференцированном подходе к задачам снижения дорожно-транспортного травматизма для каждого субъекта РФ и на экономически выгодных механизмах софинансирования мероприятий, обеспечивающих безопасность дорожного движения за счёт средств федерального и региональных бюджетов.

Самостоятельным этапом реализации программы будет разработка и реализация региональных и муниципальных программ.

В основе региональной политики России лежит учёт специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений развития на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства. Это требование в полной мере относится к путям дальнейшего повышения безопасности дорожного движения. Предполагается, что надо будет определить специфику и приоритеты в деятельности по ОБДД с учётом реально сложившихся условий дорожного движения и состояния аварийности, сравнительных преимуществ того или иного региона, особенностей его исторического и культурного развития. Индивидуальный подход потребуется не только к составу и содержанию мероприятий по ОБДД, но и к детализации целей программы по регионам и муниципалитетам, по категориям транспорта, по причинам возникновения ДТП и другим структурным компонентам.

Запланированные мероприятия не являются исчерпывающими и гарантирующими конечный результат.

В программе зафиксировано, что влияние на состояние аварийности предложенного комплекса мер в условиях ограниченного финансирования может отличаться от прогнозируемого. На её выполнение может повлиять и состояние экономики, от которого напрямую зависят темпы автомобилизации, и перемены в системе обучения водителей, и меняющаяся с годами культура безопасного дорожного движения.

Есть и иные факторы и тенденции, о которых говорится реже, чем, например, о правоприменительной практике: это повышающееся качество автомобилей и их систем безопасности, самообучение автомобилистов, улучшение качества дорог и условий их пользования. Повлиять на статистику может даже естественное замедление скорости автомобильного движения в городах как следствие насыщенности улично-дорожной сети.

Хотел бы ещё раз подчеркнуть — необходимо формирование на национальном уровне партнёрства всех социально значимых общественных игроков: государства, широкого круга общественных организаций (автомобилистов, экологов, правозащитников и т. д.), бизнеса научных и экспертных организаций, средств массовой информации.

У каждого из возможных участников партнёрства есть свои цели, интересы и в ходе формирования такого партнёрства необходимо их учитывать, искать пути их согласования между собой и с целями стратегии. В идеале от участия в партнёрстве все его члены должны выиграть, тогда в выигрыше окажется и всё общество.