Карта сайта Обратная связь

Новости

11.08.2014

Руководство Красноярского края уделяет большое внимание состоянию транспортной инфраструктуры региона и значимых городов края. Так, 8 августа в Канске врио главы региона Виктор Толоконский провёл совещание, на котором придал особое внимание ситуации по сохранности дорог города.

08.08.2014

При подготовке к матчам Чемпионата мира по футболу-2018 в Екатеринбурге при строительстве дорожных развязок, а также ремонте улиц города планируется потратить около 8 млрд рублей.

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

07.08.2014
Смотрите также: Система государства на serebrjanyvek.ru

Казённое учреждение Чувашской Республики «Чувашупрдор» контролирует ход работ на региональных и межмуниципальных автодорогах региона. На данный момент подрядными организациями выполнен ямочный ремонт на площади 97 715 м².

Все новости

Система профподготовки водителей начинается на Урале

Главная / Опыт предприятий / Безопасность / Система профподготовки водителей начинается на Урале

В научных исследованиях по безопасности дорожного движения одной из ведущих концепций является рассмотрение безопасности в рамках системы водитель — автомобиль — дорога — среда (ВАДС). В этой концепции на первом месте стоит водитель, который является одним из определяющих факторов риска на дороге. Именно его действия определяют уровень опасности всех других компонентов (дорожное покрытие, погодные условия, технические неполадки и т.п.). Если рассмотреть водителя как потенциальный источник риска в дорожном движении, то выявляется ряд проблем, связанное с подготовкой водителя и его профессиональной квалификацией. Своим видением ситуации поделилась д.п.н., профессор Уральского государственного лесотехнического университета Наталья Олеговна ВЕРБИЦКАЯ.

Возрождение с европейскими чертами

Начнём с тезиса: в России на сегодняшний день нет национальной системы профессиональной подготовки водителей ни на нормативно-правовом, ни на научно-методическом уровнях. Эта система только начинает зарождаться, правильнее сказать, возрождаться из системы подготовки, существовавшей в Советском Союзе, приобретая новые, уже современные европейские черты.

Одним из первых регионов, начавших формирование новой системы, стала Свердловская область. 11 июня 2014 года Комиссией Правительства Свердловской области по безопасности дорожного движения било принято решение о создании на Урале первого независимого центра профессиональной подготовки и сертификации специалистов автомобильного транспорта.

Решению предшествовал период активной разработки и принятия целого ряда федеральных документов, касающихся профессиональной подготовки водителей и системы подтверждения квалификации.

Важная задача — сформировать центры сертификации квалификации

Одним из документов, определяющих общую стратегию работы с водителями в Российской Федерации, является поручение Президента РФ по вопросам разработки профессиональных стандартов №Пр-3050, п. 5, в котором поручено разработать с участием общероссийских объединений работодателей и профессиональных сообществ и представить предложения по формированию сети независимых центров сертификации квалификации, в том числе по определению механизмов аккредитации таких центров и установлению процедуры подтверждения квалификации работников.

Согласно ведомственному приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 г. №200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году», разработаны профессиональные стандарты специалистов в области транспорта, в том числе водитель автобуса, водитель грузового автомобиля, водитель легкового автомобиля, водитель трамвая, водитель троллейбуса.

Для обеспечения безопасной эксплуатации транспортных средств, особенно при пассажирских перевозках в реальных бизнес-процессах, водители в России должны соответствовать разработанным стандартам. Для подтверждения этого соответствия необходимо прохождение процедуры сертификации.

Нормативным основанием необходимости прохождения этой процедуры для работодателей-перевозчиков является ведомственный приказ Министерства транспорта РФ «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который в пунктах 1.5 и 1.7 соответственно определил, что необходимый для допуска водителей к перевозкам уровень знаний, умений, профессиональных навыков профессии или должности устанавливается соответствующим профессиональным стандартом, утверждённым Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Профессиональный отбор проводится работодателем с целью привлечения к выполнению обязанностей, связанных с движением транспортных средств, работников, имеющих необходимый уровень компетенции.

Другая важная проблема — деятельность на территории Российской Федерации водителей, имеющих иностранные и международные водительские удостоверения. В связи с принятием каскада законов, связанных с поправками в ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» и переносом срока введения поправок до 1 июня 2015 г., для этой категории водителей необходима координация сразу двух процедур — получение российских водительских удостоверений и прохождение профессиональной сертификации.

Преподавание — по новым программам

В связи с разработкой примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, необходима упреждающая подготовка преподавателей автошкол к реализации новых программ и методик профессиональной подготовки водителей и также подтверждение соответствия требованиям Профессионального стандарта преподавателя в рамках независимого центра сертификации.

Серьезной проблемой, требующей координации системных процессов работы с водителями в Свердловской области, является отсутствие единого органа, координирующего реализацию принимаемых законов и приказов. В результате рассогласованности процессов водитель и безопасность дорожного движения, перевозок, и, что самое важное, безопасность перевозок пассажиров остаётся на откуп самому водителю и руководителю предприятия. Как показывает практика, для них вопросы профессионализма и безопасности чаще всего замещаются экономической выгодой, часто ценой безопасности жизни и здоровья людей.

Для подтверждения профессиональной компетенции водителя необходим орган, готовый осуществлять независимую сертификацию водителей и определять их соответствие профессиональным стандартам. Поэтому создание такой организации является своевременным и необходимым.

В системе независимой сертификации объединились интересы многих организаций: департамент общественной безопасности Свердловской области; ГИБДД Свердловской области; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Министерство транспорта Свердловской области; Уральский государственный лесотехнический университет, Научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения, учреждения среднего профессионального образования Свердловской области; ДОСААФ, Всероссийское общество автомобилистов, Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области.

Организационно-правовой формой, наиболее соответствующей задачам независимой системы сертификации, является форма автономной некоммерческой организации, согласованная с филиалом Агентства стратегических инициатив в Свердловской области.

В рамках проведения рабочих групп министерству экономики Свердловской области были внесены предложения по дополнению отраслей экономики региона, включённых в разработанную «Дорожную карту» проекта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций в Свердловской области до 2020 года».

Первоначальными стратегическими направлениями деятельности центра должны стать:

— разработка пакета документов для аккредитации центра независимой сертификации специалистов сферы автомобильного транспорта;

— участие в процессе выполнения закона ФЗ-196 для водителей, имеющих иностранные национальные или международные водительские удостоверения;

— подготовка и повышение квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, специалистов по приёму квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами;

— подготовка и повышение квалификации специалистов по обучению управлению транспортными средствами лиц с ограниченными физическими возможностями.

Дальнейшее расширение направлений деятельности центра предполагает:

— создание системы подготовки, повышения квалификации, профессиональной сертификации преподавателей автошкол;

— разработку и апробацию системы сертификации специалистов сферы автомобильного транспорта

— применение современных методик работы с нарушителями ДТП, экспертизы ДТП и др.

Сразу можно сказать, что профессиональная подготовка и независимая сертификация — жёсткий противник «халтурной» подготовки водителей. Для добросовестных перевозчиков, руководителей автотранспортных предприятий, профессиональных водителей эта система — возможность проверки и подтверждения качества своего кадрового потенциала.

Дороги и люди № 6 (59), июнь 2014